Закономерности памяти

Закономерности памяти (условия успешного запоминания и воспро­изведения) связаны с формами памяти.
Условиями успешного непроизвольного запоминания являются:

  1.  то, что вызывает повышенную ориентировочную деятельность (прекращение или возобновление действия, процесса, необычность явле­ния, его контрастность по отношению к фону и т. п.);
  2. сильные и значимые физические раздражители (звук выстрела, яр­
    кий свет прожектора);
  3.  раздражители, наиболее значимые для данного индивидуума (на­пример, профессионально значимые предметы);
  4.  раздражители, имеющие особую эмоциональную окраску;
  5.  то, что более всего связано с потребностями данного человека;
  6.  то, что является объектом активной деятельности. (Так, условия за­дачи, которую мы долго решаем, запоминаются непроизвольно и прочно.)

Но в деятельности человека чаще возникает необходимость специаль­но запомнить что-либо и воспроизвести его в соответствующих условиях. Это - произвольное запоминание, при котором ставится задача - запом­нить, то есть осуществляется специальная мнемическая деятельность.
Условиями успешного произвольного запоминания являются:

  1. осознание значимости и смысла запоминаемого материала;
  2. выявление его структуры, логической взаимосвязи частей и эле­ментов, семантическая и пространственная группировка материала;
  3. выявление плана в словесно-текстовом материале, опорных слов в содержании каждой его части, представление материала в виде схемы, таблицы, диаграммы, чертежа, наглядного зрительного образа;
  4. содержательность и доступность запоминаемого материала, его соотнесенность с опытом и направленностью субъекта запоминания;
  5. эмоционально-эстетическая насыщенность материала;
  6. возможность использования данного материала в профессиональ­ной деятельности субъекта;
  7. установка на необходимость воспроизведения данного материала в определенных условиях;
  8. материал, который выступает как средство достижения значимых, целей, играет существенную роль в решении жизненных задач, становит­ся объектом активной умственной деятельности.

При заучивании материала существенны рациональное распределение его во времени, активное воспроизведение материала заучивания.
При невозможности установления смысловых связей в разнородном материале используются искусственные приемы облегчения запоминания - мнемотехника (от греч. тпете - память и techne- искусство; искусство запоминания): создание вспомогательных искусственных ассоциаций, мысленное размещение запоминаемого материала в хорошо знакомом пространстве, привычной схеме, легко запоминающемся ритмическом темпе. (Со школьных лет всем известен мнемонический прием запоми­нания последовательности цветов светового спектра: "Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан".)
Исследования показывают, что человек легко удерживает и воспроиз­водит лишь 3-4 изолированных объекта (при одномоментном их вос­приятии). Ограниченность объема одномоментного удержания и воспро­изведения материала обусловлена ретроактивным и проактивным тормо­жением (торможением, возникающим от предшествующих и последую­щих воздействий).
Если испытуемому дается ряд из 10 слогов, то первые и последние слоги запоминаются легче, а средние - хуже. Чем объясняется этот факт? Первые элементы не испытывают тормозного влияния со стороны пред­шествующих впечатлений, а последние члены ряда не испытывают тор­можения со стороны последующих элементов.
Средние же члены ряда испытывают торможение как со стороны предшествующих (проактивное торможение), так и со стороны после­дующих элементов (ретроактивное, обратнодействующее торможение). Указанная закономерность памяти (лучшее запоминание крайних эле­ментов) называется фактором края.
При переходе от запоминания одного сложного материала к запоми­нанию другого необходимо делать перерывы (минимум на 15 мин), кото­рые предотвращают ретроактивное торможение.
Предположение, что следы памяти не исчезают вовсе, а лишь тормо­зятся под влиянием других воздействий, подтверждается явлением реминисценции (от лат. reminiscentia- воспоминание). Часто при воспроизве­дении материала сразу после его восприятия количество удержанных в памяти элементов оказывается меньше по сравнению с тем количеством, которое человек может воспроизвести после паузы. Это объясняется тем, что за период отдыха снимается действие торможения. Непроизвольно всплывающие воспоминания называются реминисценциями.
Для расширения объема произвольной памяти необходимо придавать запоминаемому материалу определенную структуру, группировать его.
Вряд ли, например, кто-нибудь сможет быстро запомнить ряд из 16 изолированных цифр: 1001110101110011. Если же сгруппировать этот ряд в виде дву­значных чисел: 10 01 11 01 01 11 00 11, то они запоминаются легче. В виде четырехзначных чисел этот ряд запоминается еще легче, так как он состоит уже не из 16 элементов, а из четырех укрупненных групп: 1001 1101 0111 0011.
Объединение элементов в группы уменьшает количество тех элемен­тов, которые испытывают про- и ретроактивное торможения, позволяет сравнить эти элементы, то есть включить в процесс запоминания интел­лектуальную деятельность.
Продуктивность смысловой памяти в 25 раз выше, чем механической памяти. Установление связей, структуры, принципа, закономерности по­строения объекта - основное условие его успешного запоминания.
Трудно механически запомнить цифры 24816326 128256, но очень легко за­помнить эти же цифры, если установить в этом ряде цифр определенную законо­мерность (удвоение каждой последующей цифры). Номер 123-456-789 легко за­помнить, найдя принцип его построения.
В экспериментальных исследованиях обнаруживается, что испытуе­мые припоминают большее количество информации, чем то, которое им было предъявлено для запоминания. Если для запоминания дается, на­пример, предложение "Иванов колол сахар", то при его воспроизведении испытуемые часто реконструируют этот материал следующим образом: "Иванов колол сахар щипцами". Этот феномен объясняется непроиз­вольным подключением к запоминанию суждений и умозаключений ин­дивида.
Итак, память - не хранилище статичной информации. Она организу­ется систематизирующими процессами восприятия и мышления.
При воспроизведении материала в качестве опоры следует использо­вать те объекты, которые структурно организовывали поле восприятия, регулировали деятельность субъекта запоминания.
Особой разновидностью воспроизведения являются воспоминания. Воспоминание - это отнесение индивидом образных представле­ний к определенному месту и моменту своей жизни. Локализация воспоминаний облегчается при воспроизведении целостных поведенче­ских событий, их последовательности.
Воспроизведение, связанное с преодолением трудностей, на­зывается припоминанием. Преодолению трудностей припоминания со­действует установление различных ассоциаций.
Воспроизводимые образы предметов или явлений называются представлениями. Они разделяются на виды, соответствующие видам восприятий (зрительные, слуховые и др.).
Особенность представлений - их обобщенность и фрагментарность.  
Представления - обобщенные образы действительности. В них сохра­няются постоянные признаки вещей и отбрасываются случайные; пред­ставления - более высокая ступень познания, чем ощущение и воспри­ятие. Они являются переходной ступенью от ощущений к мысли.
Но представления всегда бледнее, менее полны, чем восприятие. Представляя образ хорошо знакомого объекта, например фасада своего дома, можно обнаружить, что образ этот фрагментарен и несколько реконструирован.
Материал воспроизведения - продукт не только памяти, но и всего психического своеобразия данной личности.
Существуют и личностные тенденции к реконструкции хранящегося в памяти материала. Человек запоминает события в таком виде, в каком он их осмысливает в процессе восприятия. Уже элементарный акт синтеза восприятия и памяти - узнавание - отличается рядом индивидуальных особенностей. Плохая память на лица может сочетаться с хорошей памя­тью на другие объекты.
Точность и полнота воспроизведения зависят от внушаемости и кон­формности индивида, его склонности к фантазированию. Значительные деформации познавательных процессов происходят в эмоционально на­пряженных состояниях.
Итак, память - не склад готовой продукции. Ее материал подвержен личностной реконструкции. Личностная реконструкция воспроизводи­мого материала может проявляться в искажении смыслового содержания исходного материала, иллюзорной детализации воспроизводимого собы­тия, в объединении разрозненных элементов, разъединении связанных элементов, замене содержания другим сходным содержанием, в про­странственном и временном смещении событий или их фрагментов, ут­рировании, акцентировании личностно значимых сторон события, сме­шении функционально однотипных объектов.
Память базируется на тех психических процессах, которые соверша­ются при первичной встрече с запоминаемым материалом. Соответствен­но и при воспроизведении основную роль играет актуализация материала по функциональным связям его элементов, их смысловому контексту, структурной взаимосвязи его частей. А для этого материал в процессе запечатления должен быть четко проанализирован (расчленен по струк­турно-смысловым единицам) и синтезирован (концептуально объединен).
В памяти человека сохраняется не только фактическая сторона собы­тий, но и соответствующая их интерпретация. Осмысленное запоминание характеризуется включенностью материала в семантическое (категори­ально-понятийное) поле индивида.
Репродукция, восстановление прошлых воздействий не является "слепком" этих воздействий. Степень расхождения представлений и ре­альных событий у разных людей неодинакова. Она зависит от типа высшей нервной деятельности индивида, структуры индивидуального созна­ния, ценностных установок, мотивов и целей деятельности.
В настоящее время память моделируется при помощи электронно-вычислительных машин. Однако эти машины обеспечивают лишь хране­ние информации, тогда как память человека - постоянно самооргани­зующийся процесс, психический механизм, интегрирующий результаты всех психических процессов, механизм сохранения непосредственно вос­принимавшейся и логически переработанной информации. Память чело­века интенсивно функционирует и за порогом сознания.
У некоторых людей могут возникать полные, яркие представления
после однократного и непроизвольного восприятия объекта. Такие образы представления  называются эйдетическими (от греч. eidos- образ).
Иногда происходит непроизвольное, навязчивое, цикличное всплывание
образов - персеверация (от лат. perseveratio- упорство).  
Резервы человеческой памяти неисчерпаемы.
По расчетам известного кибернетика Джона Неймана, мозг человека может вместить весь объем информации, хранящийся в крупнейших библиотеках мира. Александр Македонский знал в лицо и по имени всех солдат своей огромной армии. Русский выдающийся шахматист Алехин мог играть по памяти (вслепую) с сорока партнерами одновременно.
Некто Э. Гаон знал наизусть все 2500 книг, прочитанных им за свою жизнь, и мог воспроизвести любой отрывок из них. Известны многочисленные случаи вы­дающейся образной памяти людей художественного типа. Моцарт мог записать большое музыкальное произведение, прослушав его только один раз. Такой же музыкальной памятью отличались Глазунов и Рахманинов. Художник Н.Н. Ге мог по памяти точно изобразить то, что он однажды видел.
Человек непроизвольно запоминает все, что привлекает его внимание: пленительные краски и запахи весенних вечеров, изящные очертания старинных соборов, радостные лица близких ему людей, запахи моря и соснового бора. Все эти многочисленные образы составляют сенсорно - перцептивный фонд его психики.
Привычка запоминать нужное закрепляется, как и любой другой на­вык. Школьный фольклор о "пифагоровых штанах" и о "каждом охотни­ке, желающем знать, где сидит фазан" свидетельствует о неистребимом стремлении нашего ума найти схему, ассоциацию даже там, где невоз­можно установить логические связи.
У каждого человека имеются особенности его памяти - у одних людей сильна словесно-логическая память, у других - образная; одни запоми­нают быстро, другим нужна более тщательная обработка запоминаемого материала. Но во всех случаях необходимо избегать того, что вызывает проактивное и ретроактивное торможение. А при первых трудностях вое произведения следует уповать на явление реминисценции.

             Нарушение памяти

У детей преобладает механическая наглядно-образная память, причем лучше запоминаются эмоционально яркие впечатления. В процессе овладения речью значительно возрастает способность к сложным смысловым ассоциациям, к усвоению абстракций. Дис­социация между механической и смысловой памятью особенно на­глядно выступает у детей, страдающих олигофренией (слабо­умием): на фоне хорошей механической памяти заметно снижена смысловая.
Расстройства памяти весьма многообразны и не обязательно связаны с органическим поражением головного мозга; они могут наблюдаться при переутомлении, невротических состояниях, об­щей астенизации в результате перенесенных инфекций и т.д.
Полная потеря памяти называется амнезией. При черепно-мозговых травмах может наблюдаться ретроградная амнезия -потеря памяти на события, связанные с данной травмой. Напри­мер, больной, попавший под машину, не помнит, как это произошло, хотя может рассказать о событиях, предшествующих несчастному случаю и следующих за ним. Значительно чаще встре­чается  снижение  памяти  - гипомнезия.   Особенно  заметно  это проявляется в школьном возрасте: родители ребенка, да и сами дети нередко жалуются на плохую память и связанную с ней низ кую успеваемость. Все подобные случаи требуют детального анализа, так как плохая успеваемость может быть следствием и других причин: например, чрезмерной отвлекаемости, утомляемости,  отставания в психическом развитии и т.д. Особого внимания заслуживают случаи, когда память начинает прогрессивно ухудшаться. Конечно, и здесь следует учитывать возрастающую сложность школьной программы, увеличение объема учебного материала. У некоторых людей встречается своеобразная неравномерность в процессах запоминания. Значительно лучше усваиваются, например, зрительные впечатления и плохо - слуховые или  наоборот.
В отдельных случаях наблюдается гипермнезия - необычайнохорошая память. Гипермнезия чаще относится к механической памяти, причем ее
иногда можно обнаружить у больных, стра­дающих гидроцефалией, слабоумием. Это свидетельствует о том, что механическая память и интеллект не связаны однозначно.
Известный советский исследователь мозга А.Р.Лурия в работе «Маленькая книжка о большой памяти» описал многолетние наблюдения над человеком с феноменальной памятью. Этот чело­век с легкостью мог воспроизводить предъявленный ему длинный ряд слов, цифр или бессмысленных сочетаний букв в любом по­рядке: с начала, с конца, с середины. Он мог воспроизводить таб­лицы с 30 и более цифрами в любом порядке (по горизонтали, по вертикали, по диагонали). У этого человека были удивительно своеобразные ассоциации. Отдельные слова, буквы, знаки вызы­вали у него зрительные образы. Например, «синий» - кто-то из окна помахивает синим флажком, цифра семь - человек с усами. Эти своеобразные синестезии мешали чтению художественной литературы, так как нередко ускользал смысл рассказа. Удивите­лен был и способ, при помощи которого этот человек запоминал ряды слов, знаков и т.д. Он мысленно «расставлял» их вдоль ка­кой-либо знакомой улицы и при «вспоминании» мысленно мог «прогуливаться» по этой улице в любом направлении и находить нужные слова. Запоминалось все настолько прочно, что нужно было прилагать специальные усилия, чтобы забыть. Эта необык­новенная память в основе своей была механической. В одном из опытов этому человеку в присутствии большой аудитории был предъявлен длинный ряд слов, а всем присутствующим дано было задание указать, какое слово в этом ряду означало название болезни. Почти вся аудитория, не запомнив и малой доли всех слов, тут же обнаружила искомый термин, а этот человек вынужден был несколько раз перебирать в памяти все слова, пока не нашел нужного.
К своеобразным нарушениям памяти относятся ощущения «уже виденного», когда человеку вдруг начинает казаться, что вся данная обстановка, действия, слова и лица когда-то в точности им переживались, что точно в такой же ситуации, во всех ее деталях он уже бывал. Встречается и обратное явление «никогда не виден­ного», когда какой-либо знакомый процесс ощущается словно впервые в жизни. Оба этих феномена могут наблюдаться и у здо­ровых людей, их связывают с возникновением раздражения в ви­сочной доле.

 

 Список литературы

 

Асмолов А. Г. Принципы организации памяти человека. Системно-деятельностный подход к изучению познавательных процес­сов. - М., 1985.

Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения. — М., 1980.

Блонский П. П. Избранные педагогические и психологические сочинения. Т. II. — М., 1979.

Вейн А. М., Каменецкая Б. И. Память человека. — М., 1973.

Выготский Л.С. Память и её развитие в детском  возрасте // Хрестоматия по общей психологии: Психология памяти. – М., 1979.

Громова Е. А. Эмоциональная память и ее механизмы. — М., 1980.

Зинченко П. И. Непроизвольное запоминание. — М.; Воронеж, 1996.

Истомина 3. М. Развитие памяти. — М., 1978.

Клацки Р. Память человека. Структуры и процессы. — М., 1978.

Лезер Ф. Тренировка памяти. — М., 1979.

Леонтьев А. И. Избранные психологические произведения: В 2 т. Т. I. - М., 1983.

Леонтьев А.Н. Развитие высших форм запоминания // Хрестоматия по общей психологии: Психология памяти. – М.. 1979.

Ляудис В. Я. Память в процессе развития. — М., 1976.

Лурия А. Р. Внимание и память. — М., 1975.

Лурия А. Р. Маленькая книжка о большой памяти. Ум мнемониста. - М., 1968.

Механизмы памяти. Руководство по физиологии. — Л., 1987.

Немов Р.С. Общая психология. Санкт – Петербург: Питер, 2007. 

Николов Н., Нешев Г. Загадка тысячелетий. Что мы знаем о па­мяти. - М., 1988.

Норман Д. А. Память и научение. — М., 1985.

Роговин М. С. Проблемы теории памяти. — М., 1977.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2-х т. Т.1. – М., 1989.

Смирнов А. А. Проблемы психологии памяти. — М., 1966.

Хоффман И. Активная память. — М., 1986.

Хорн Г. Память, импринтинг и мозг. Исследование механизмов. — М., 1988.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                       

Сайт управляется системой uCoz